Параграфы - Ярославское зеркало/YIG /BestSoft /NeoNet/ |
§ 36. /Убитое поколение |
"...иных уж нет..."
А.С. Пушкин Вопрос - почему ясноглазые американцы с белыми зубами,
чистой головой и полным отсутствием нормальных человеческих мыслей умеют
делать запредельно красивые вещи, трогать за душу творчеством и пробуждать
добрые чувства различными лирами - не дает мне покоя.
Всякий раз, глядя на старые предметы (будь то сберкнижка
30-х годов или вывеска 50-х), я ловлю себя на мысли, что они мне безумно
нравятся. Совсем не тем, что они стары. А тем, что за каждым из них стоит
мысль создателя, который сделал так, а не иначе, потому что так было лучше.
Я пытаюсь понять, что же мешает нашим современникам делать так же хорошо, думать перед публикацией, видеть перед собой не малограмотного заказчика, а понимающего ценителя. И в очередной раз прихожу к выводу о том, что во всем виновато воспитание. В этом нет вины родителей, нянь, учителей и профессоров. В этом виновато само окружение человека. Именно оно воспитывает одно из самых важных качеств человека - чувство вкуса и способность отличать эстетическое от плебейского. Раньше, до революции 17 года, людей воспитывали так, как нам и не снилось. Тогдашнее образование, основанное на лучших европейских традициях, помогало талантливым людям стать профессионалами мирового уровня. Все, кто создавал стиль эпохи 20-30-х годов, получили свои знания и представления о хорошем не в большевистской трудовой вечерней школе. Те времена запомнятся работами, которые уже сразу после создания могли быть помещены в музей. Энергия, которая бьет из каждого произведения, была рождена классическим образованием и новым, революционным взглядом на мир. 40-е и 50-е годы подарили нам "сталинский" стиль, который мы рассматриваем не как идеологическое приложение к режиму, а как самодостаточное мощное явление. Графическая легкость 30-х была заменена "имперскостью" образов, но никто не может упрекнуть 50-е в отсутствии значимости для культуры. С момента прихода к власти Хрущева мы вдруг видим резкий
перепад в другую сторону. В сторону полного отсутствия творческого начала
в чем-либо. Связано это с тем, что Никита Сергеевич был главным сторонником
максимального сокращения всех трат. Именно ему мы обязаны "хрущобами" -
дешевыми пятиэтажными бараками с потолками 2-50.
Хрущев велел удешевить вообще все. Каждая лишняя потраченная копейка тянула на должностное преступление. Именно поэтому в 60-е годы мы довольно быстро распрощались с хорошей архитектурой, дизайном и вообще подходом к творчеству как к затратному процессу. С тех пор нас сопровождают ценники в магазинах, сделанные при помощи трафарета из полимерной пленки. С тех пор наши деньги похожи на временные банкноты оккупационного правительства. С тех пор мы не видим ни новых шрифтов, ни качественных книг. Брежневские времена не подарили миру блестящих творцов. Во время "застоя" получался только "отстой". Политика удешевления и экономии на всем творческом привела к тому, что все те, кто сегодня моложе 40-50, выросли в однообразно-сером, трафаретно-стандартном пейзаже. Монотонные бойлерные, панельные дома, мозаики из серии "Покорители космоса", 3 шрифта и один трафарет для любых целей привели к тому, что молодые и дееспособные люди выросли с атрофированным чувством прекрасного. Периодические попытки этого поколения заняться творчеством приводят к тому, что мы видим вокруг - "мир глазами пигмея". Редкие люди смогли увидеть, что за серой стеной есть красочный мир, который и надо улучшать. Остальные так и остались малярами по бетону. В таком мире, который, как кажется, предоставляет все возможности для творчества, единомышленников встречаешь крайне редко и видишь за 10 километров. Примерно так, рассматривая окрестности в телескоп, я и познакомился с корабельным электриком, кривоногим художником-примитивистом Лехой Соловьевым. Как мало нужно для счастья - встретить среди убитого поколения одного живого человека. |
Copyright © 1997-2000 Артемий Лебедев E-mail: mailto:tema@tema.ru |
|
Вернуться к оглавлению Внимание! Страница заархивирована |