Параграфы - Ярославское зеркало/YIG /BestSoft /NeoNet/
 
ярославское зеркало ру/ководстваM
ру/ководство - MoscoWПараграфы - Ярославское зеркало - Оглавление

нехватка места - причина недоступности по демо некоторых разделовДоступно по Demo [частично]design.rudesign.rudesign.ruГостевая
§ 36. /Убитое поколение 
"...иных уж нет..."
А.С. Пушкин
Вопрос - почему ясноглазые американцы с белыми зубами, чистой головой и полным отсутствием нормальных человеческих мыслей умеют делать запредельно красивые вещи, трогать за душу творчеством и пробуждать добрые чувства различными лирами - не дает мне покоя. 
Всякий раз, глядя на старые предметы (будь то сберкнижка 30-х годов или вывеска 50-х), я ловлю себя на мысли, что они мне безумно нравятся. Совсем не тем, что они стары. А тем, что за каждым из них стоит мысль создателя, который сделал так, а не иначе, потому что так было лучше. 

Я пытаюсь понять, что же мешает нашим современникам делать так же хорошо, думать перед публикацией, видеть перед собой не малограмотного заказчика, а понимающего ценителя. И в очередной раз прихожу к выводу о том, что во всем виновато воспитание. 

В этом нет вины родителей, нянь, учителей и профессоров. В этом виновато само окружение человека. Именно оно воспитывает одно из самых важных качеств человека - чувство вкуса и способность отличать эстетическое от плебейского. 

Раньше, до революции 17 года, людей воспитывали так, как нам и не снилось. Тогдашнее образование, основанное на лучших европейских традициях, помогало талантливым людям стать профессионалами мирового уровня. Все, кто создавал стиль эпохи 20-30-х годов, получили свои знания и представления о хорошем не в большевистской трудовой вечерней школе. 

Те времена запомнятся работами, которые уже сразу после создания могли быть помещены в музей. Энергия, которая бьет из каждого произведения, была рождена классическим образованием и новым, революционным взглядом на мир. 

40-е и 50-е годы подарили нам "сталинский" стиль, который мы рассматриваем не как идеологическое приложение к режиму, а как самодостаточное мощное явление. Графическая легкость 30-х была заменена "имперскостью" образов, но никто не может упрекнуть 50-е в отсутствии значимости для культуры. 

С момента прихода к власти Хрущева мы вдруг видим резкий перепад в другую сторону. В сторону полного отсутствия творческого начала в чем-либо. Связано это с тем, что Никита Сергеевич был главным сторонником максимального сокращения всех трат. Именно ему мы обязаны "хрущобами" - дешевыми пятиэтажными бараками с потолками 2-50.
 
 
Потолки высотой в 2 метра 50 сантиметров придумал не Госплан, а господин Ле Корбюзье. Последний является автором "модулора" - набора пропорций, основанных на пропорциях человека. Ключевыми точками были пупок, грудь, голова, вытянутая вверх рука и так далее в этом роде. Подо все это подводилась база о том, что данные пропорции приятны для человеческого существования и восприятия. Следующей точкой по "модулору" была высота потолка в 2-50, которую, якобы, человеку было любо над собой видеть... 
...Человек же, гадина такая, всегда хотел иметь потолки никак не меньше трех метров высотой, что плохо увязывается с теорией Корбюзье. 

Хрущев велел удешевить вообще все. Каждая лишняя потраченная копейка тянула на должностное преступление. Именно поэтому в 60-е годы мы довольно быстро распрощались с хорошей архитектурой, дизайном и вообще подходом к творчеству как к затратному процессу.

С тех пор нас сопровождают ценники в магазинах, сделанные при помощи трафарета из полимерной пленки. С тех пор наши деньги похожи на временные банкноты оккупационного правительства. С тех пор мы не видим ни новых шрифтов, ни качественных книг. 

Брежневские времена не подарили миру блестящих творцов. Во время "застоя" получался только "отстой". 

Политика удешевления и экономии на всем творческом привела к тому, что все те, кто сегодня моложе 40-50, выросли в однообразно-сером, трафаретно-стандартном пейзаже. Монотонные бойлерные, панельные дома, мозаики из серии "Покорители космоса", 3 шрифта и один трафарет для любых целей привели к тому, что молодые и дееспособные люди выросли с атрофированным чувством прекрасного. 

Периодические попытки этого поколения заняться творчеством приводят к тому, что мы видим вокруг - "мир глазами пигмея". 

Редкие люди смогли увидеть, что за серой стеной есть красочный мир, который и надо улучшать. Остальные так и остались малярами по бетону. 

В таком мире, который, как кажется, предоставляет все возможности для творчества, единомышленников встречаешь крайне редко и видишь за 10 километров. Примерно так, рассматривая окрестности в телескоп, я и познакомился с корабельным электриком, кривоногим художником-примитивистом Лехой Соловьевым

Как мало нужно для счастья - встретить среди убитого поколения одного живого человека.

Copyright © 1997-2000 Артемий Лебедев
E-mail: mailto:tema@tema.ru

Вернуться к оглавлению

Внимание! Страница заархивирована